Как общаться с "особыми" детьми
Часто поведение чужих детей вызывает у нас раздражение, а реакция их родителей – недоумение. Но непослушание и плач – не всегда признаки плохого воспитания. Возможно, перед вами «особый» ребенок. Как вести себя, если по соседству с вами оказался малыш с аутизмом или синдромом Дауна?
К сожалению, детей с теми или иными особенностями развития рождается все больше. К счастью, от них перестают отказываться родители, их все меньше прячут в специальных учреждениях и все чаще вспоминают об их интересах. И разговоры о том, что им нет места среди нас, остаются в прошлом.
Уметь правильно общаться с детьми с особенностями психофизического развития нужно как родителям, так и окружающим их взрослыми. Такие малыши видят мир по-своему: могут реагировать на те вещи, которые мы считаем второстепенными, и в то же время, не интересуются предметами или людьми, на которые нам хотелось бы обратить их внимание.
Итак, несколько простых правил, благодаря которым ребёнку будет легче общаться.
- Прежде, чем что-то сказать, привлеките внимание ребёнка. Это может быть звук, движение, зрительный стимул. Желательно, чтобы он был всегда примерно одним и тем же. Так, малыш начнет понимать, что ему что-то хотят сказать.
- Убедитесь, что ребёнок видит ваше лицо. Очень тяжело воспринимать информацию затылком, особенно если в поле зрения игрушки. Малыш, который не смотрит на человека, который к нему обращается, вряд ли сможет услышать его. Ребёнок воспринимает речь человека, на которого не смотрит, как фоновый шум. Помните про это, пожалуйста.
- Постарайтесь говорить короткими фразами. Говорить нужно чуть медленнее, чем обычно.
- После своих фраз, делайте паузы для ответа. Когда у ребёнка что-то спрашивают, а он не может по какой-то причине ответить, то он всё равно отреагирует: взглядом, улыбкой, вокализацией или жестом. Если вы выдержите паузу, ответная реакция точно будет.
- Старайтесь обращаться к малышу по имени. Очень часто бывает, что родители называют малыша разными ласковыми словами (солнышко, зайка, сыночек), а по имени не называют. Из-за этого ребёнок не знает своего имени, не потому что не может запомнить, а потому что он слышит его очень редко.
Сначала называйте ребёнка по имени, установив зрительный контакт. Затем постепенно переходите на обращение по имени без визуального контакта. Обращайтесь к малышу по имени не просто так, а связывайте с какой-либо просьбой, действием. Просьбу выражайте простой фразой (2-3 слова). Мягко добивайтесь выполнения этой просьбы.
Наладить общение с особенным ребёнком – это большой труд. Такие несложные приёмы обязательно помогут вам и дадут результат.
В этой особенной среде встречаются очень талантливые люди. Пусть для ребенка поход в общественное место или поездка в транспорте станет не очередным стрессом, а площадкой для общения и развития.
психолог УЗ «Зельвеснкая ЦРБ»
Ляцкий Анатолий Иванович