Russian Belarusian English

Регистратура поликлиники:
(801564) 3-17-89

Справочная больницы:
(801564) 3-17-99

fb odnokl icon vk ig

Russian Belarusian English

Как общаться с "особыми" детьми

 Часто поведение чужих детей вызывает у нас раздражение, а реакция их родителей – недоумение. Но непослушание и плач – не всегда признаки плохого воспитания. Возможно, перед вами «особый» ребенок. Как вести себя, если по соседству с вами оказался малыш с аутизмом или синдромом Дауна?

К сожалению, детей с теми или иными особенностями развития рождается все больше. К счастью, от них перестают отказываться родители, их все меньше прячут в специальных учреждениях и все чаще вспоминают об их интересах. И разговоры о том, что им нет места среди нас, остаются в прошлом.

Уметь правильно общаться с детьми с особенностями психофизического развития нужно как родителям, так и окружающим их взрослыми. Такие малыши видят мир по-своему: могут реагировать на те вещи, которые мы считаем второстепенными, и в то же время, не интересуются предметами или людьми, на которые нам хотелось бы обратить их внимание.

Итак, несколько простых правил, благодаря которым ребёнку будет легче общаться.

  1. Прежде, чем что-то сказать, привлеките внимание ребёнка. Это может быть звук, движение, зрительный стимул. Желательно, чтобы он был всегда примерно одним и тем же. Так, малыш начнет понимать, что ему что-то хотят сказать.
  2. Убедитесь, что ребёнок видит ваше лицо. Очень тяжело воспринимать информацию затылком, особенно если в поле зрения игрушки. Малыш, который не смотрит на человека, который к нему обращается, вряд ли сможет услышать его. Ребёнок воспринимает речь человека, на которого не смотрит, как фоновый шум. Помните про это, пожалуйста.
  3. Постарайтесь говорить короткими фразами. Говорить нужно чуть медленнее, чем обычно.
  4. После своих фраз, делайте паузы для ответа. Когда у ребёнка что-то спрашивают, а он не может по какой-то причине ответить, то он всё равно отреагирует: взглядом, улыбкой, вокализацией или жестом. Если вы выдержите паузу, ответная реакция точно будет.
  5. Старайтесь обращаться к малышу по имени. Очень часто бывает, что родители называют малыша разными ласковыми словами (солнышко, зайка, сыночек), а по имени не называют. Из-за этого ребёнок не знает своего имени, не потому что не может запомнить, а потому что он слышит его очень редко.

Сначала называйте ребёнка по имени, установив зрительный контакт. Затем постепенно переходите на обращение по имени без визуального контакта. Обращайтесь к малышу по имени не просто так, а связывайте с какой-либо просьбой, действием. Просьбу выражайте простой фразой (2-3 слова). Мягко добивайтесь выполнения этой просьбы.

Наладить общение с особенным ребёнком – это большой труд. Такие несложные приёмы обязательно помогут вам и дадут результат.

В этой особенной среде встречаются очень талантливые люди. Пусть для ребенка поход в общественное место или поездка в транспорте станет не очередным стрессом, а площадкой для общения и развития.

психолог УЗ «Зельвеснкая ЦРБ»

Ляцкий Анатолий Иванович

 

Карта проезда

Есть вопросы? Спрашивайте!