Старение и память
В гериатрии существует представление о так называемом нормальном старении мозга. Это закономерные инволютивные изменения головного мозга, допустимые в пожилом возрасте и не служащие основанием для какого-либо диагноза. Для этого возраста характерны сложности при попытке вспомнить названия предметов и даты событий, несмотря на сохранение памяти на собственно события.
Также пожилые люди иногда не могут запомнить недавно полученную информацию или новые имена. При этом характерно, что данные изменения непродолжительны, могут возникать при усталости, после перенесенной болезни и существенно не влияют на качество жизни. Этот тип нарушения памяти называют доброкачественной старческой забывчивостью или связанными с возрастом нарушениями памяти. При этом типе, в отличие от деменции, нарастания нарушений не происходит в течение многих лет или оно минимально, поэтому данный тип нарушения памяти значительно не влияет на профессиональную и повседневную деятельность человека.
Для ответа на вопрос, не является ли старческая забывчивость началом развития деменции, необходима оценка когнитивного статуса с помощью диагностических тестов. Повторение услышанных слов, например, последовательности чисел, ориентация во времени и пространстве, способность к обучению и запоминанию определенных терминов, математические способности и счет, а также память (в особенности долгосрочная) остаются на более высоком уровне при нормальном старении, чем при развитии деменции.
Деменция – процесс, характеризующийся деградацией всей психической деятельности человека. При деменции поражается память, творческое мышление, оказывается невозможным выполнение простых задач. Человек перестает ориентироваться во времени, пространстве, в тяжелых случаях – в собственной личности, происходят изменения эмоционально-волевой сферы – появляется эмоциональная лабильность, раздражительность, существенно страдает мотивация (сознание при этом не страдает). Становится невозможным обучение и понимание, беднеет язык, разрушается речь и способность к счету. Основные причины развития деменции – атеросклероз сосудов головного мозга, болезнь Паркинсона, эпилепсия, тяжелый сахарный диабет, сосудистые нарушения. Наиболее частая причина деменции – болезнь Альцгеймера.
В течении деменции выделяют несколько стадий:
1) легкая – ухудшение памяти, наиболее заметное в области усвоения новой информации, может наблюдаться часто повторяющаяся забывчивость. На данной стадии пожилому человеку возможно сохранить независимое проживание;
2) умеренная – нарушение памяти представляет собой серьезное препятствие для повседневной жизни. Удерживается только очень хорошо усвоенный или очень знакомый материал. Новая информация удерживается лишь случайно или на очень короткое время. Больной не в состоянии вспомнить основные сведения о том, где он живет, что он недавно делал или как зовут его знакомых. Он теряет ориентацию во времени и пространстве, может заблудиться в собственной квартире, в которой жил много лет.
3) тяжелая – характеризуется полной неспособностью усвоения информации. Больной не в состоянии узнать даже близких родственников, происходит ослабление критики и мышления, снижение интеллектуальных способностей. Прогрессирование заболевания приводит к нарушению социальной адаптации гериатрического пациента, делает его не способным продолжать профессиональную деятельность, часто ограничивает возможность самообслуживания, приводит к зависимости от посторонней помощи. Если диагноз деменции поставлен, врачами-специалистами назначается лечение основного заболевания, по показаниям – препараты, улучшающие мозговое кровообращение, разрабатываются программы, направленные на обеспечение адекватного ухода. Важный принцип ухода – пытаться как можно дольше сохранять у пациента навыки самообслуживания.
Советы по уходу за больными деменцией:
- Необходимо стремиться к заботливому, но в то же время уверенному и четкому тону в обращении с больными. Быть терпеливым, понимающим, даже если это тяжело.
- Давать точные указания пожилому человеку простыми, короткими фразами. При необходимости повторять важную информацию, в крайних случаях – много раз.
- Называть конкретные данные, касающиеся времени, даты, места и имен, необходимо помочь больному их вспомнить.
- Необходимо поддерживать возможность и желание общения пациента с внешним миром: использовать правильно подобранные очки, слуховой аппарат, приемник с простым управлением.
- При общении необходимо избегать бессмысленных дискуссий. Вместо того чтобы настаивать на своем мнении, нужно отвлечь больного или самому пойти на уступки. Лучше не реагировать на упреки и укоры. Похвалой можно достичь большего, чем критикой. При пра- 17 вильном поведении пациента похвалу можно выразить словами, прикосновением, улыбкой. 5. Заботиться о неизменности распорядка дня больного.
- Для пожилых людей очень важно полноценное питание и достаточное потребление жидкости, а также регулярное движение.
- Больной нуждается в побуждении к умственной деятельности, которая не требует от него чрезмерных усилий, и особенно он нуждается в собеседнике. Полезны для таких пациентов занятия по когнитивной реабилитации. Это могут быть разные виды арт-терапевтических программ, составление пазлов, выполнение аппликаций, упражнения с кинетическим песком, разгадывание загадок, кроссвордов, заучивание стихов и песен, игра на музыкальных инструментах, рисование, занятия с любимыми животными и многое другое. Только правильно организованная помощь пациентам с когнитивными нарушениями позволит им провести последние годы жизни полноценно и с достоинством.
Врач-терапевт Феденя М.С.